Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Снегурочка и голландская зима

Виктор Васнецов. Снегурочка, 1899. Холст, масло, 116х80 см. Государственная Третьяковская галерея.

В начале декабря 2007 года Музей города Гронингена (Нидерланды) готовился к открытию большой международной выставки "Русские сказки, былины и легенды" ("Russische sprookjes volksverhalen en legenden"). Погода стояла весенняя и тёплая, что видно на фото ниже: на одной из улиц города баннер с сообщением об открытии выставки и репродукцией картины Виктора Васнецова "Снегурочка", которая принимала участие в выставке, натягивают по-весеннему одетые служащие.


Таким было начало голландской зимы, впрочем, сказка о Снегурочке, по сути, весенняя история - холодная снежная красавица тает под лучами весеннего солнца от горячей любви...

Киевский музей русского искусства был представлен на этой выставке двумя картинами: "Тремя царевнами подземного царства" Виктора Васнецова и "Коронами" Николая Рериха.


Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства, 1884. Холст, масло, 164х297 см. Киевский национальный музей русского искусства.


Николай Рерих. Короны, 1914. Холст, масло, 74х118 см. Киевский национальный музей русского искусства.

Большой размер картины "Три царевны подземного царства" не позволил транспортировать её в "родной" раме - пышной, резной и позолоченной, выбранной когда-то автором - ящик для транспортировки и без рамы был очень высок и тяжёл, да и рама была в недостаточно хорошем состоянии для транспортировки. Поэтому в музее Гронингена для этой картины, как и для больших картин из других музеев - для "Ивана-царевича на сером волке" из Третьяковской галереи, к примеру, - были изготовлены специальные выставочные рамы. На фото ниже видны упаковочные ящики с картинами, прибывшими в музей Гронингена: высокий красный ящик - это упаковка "Трех царевен", а маленький красный ящик рядом с картиной "Царевна-лягушка" - это упаковка "Корон" Рериха.



Картины распаковывают реставраторы и сотрудники музея, ответственные за выставку, а сотрудники музея-владельца картин присутствуют при распаковке и все вместе проверяют, в каком состоянии доехали картины.


После этого картины размещают на заранее подготовленных местах в экспозиции. Картину "Три царевны" перед подвеской вставили в изготовленную новую раму.


Открытие выставки было намечено на 14 декабря 2007 года. На открытие обычно приглашают сотрудников музеев, предоставивших свои экспонаты для выставочного проекта, а также представителей тех компаний, которые материально обеспечивали проект. Международная выставка - дело очень дорогое, особенно, если участие в ней принимают музеи из разных городов многих стран. Помимо транспортных расходов и оплаты страховки экспонатов, обеспечивают надлежащую охрану, выпускают рекламную продукцию. Поэтому такие выставки делают на 4-6 месяцев, чтобы покрыть расходы за счёт посетителей и дать экспонатам подольше передохнуть перед путешествием обратно в родной музей. Хорошо, когда у музея есть спонсоры для таких дорогих проектов. Гронингену повезло: в своё время здесь нашли газовые месторождения - это позволило быстро и качественно восстановить сильно разрушенный бомбёжками город после Второй мировой войны, а ныне газодобывающие компании - основные спонсоры выставочных проектов Музея Гронингена.

На открытие выставки мы прибыли через две недели после доставки наших картин. Погода была неприятная: сырой туман, температура около нуля, промозглость и серость. Городские фонари горели целый день, но "тонули" в тумане, не рассеивая его.


На фото видны здания на заднем плане - это железнодорожный вокзал. Тускло светящие фонари стоят вдоль мостика через канал - музей расположен на острове перед вокзалом.

На фасаде музея был натянут другой баннер с рекламой выставки - с "Иван-царевичем". Рядом с баннером на фото - директор нашего музея Юрий Вакуленко.



Как я уже сказала, Музей Гронингена расположен на острове - это архитектурный комплекс из объёмов разной формы, внутри которых находятся все необходимые служебные и экспозиционные помещения.








Самым необычным для нас было размещение экспозиции ниже уровня воды - после входа через центральный портал музея посетители спускаются для осмотра экспозиции вниз по мозаичной винтовой лестнице. За окном - вровень с ним - вода, окружающая остров.

На видео с сайта музея видны основные помещения музея - посмотрите, побродите вместе с посетителями, а потом продолжим рассказ.



Прибыли мы накануне открытия выставки и сразу отправились в музей, чтобы встретиться с куратором выставки, познакомиться с музеем и узнать программу открытия на 14 декабря. Мы изрядно продрогли в тумане и проголодались, ведь мы были в пути с 5 утра до обеда, когда нас привёз в гостиницу сотрудник Музея Гронингена из Схипхола - аэропорта Амстердама. Жаль, что в этот же день, мы не воспользовались советом куратора выставки Карлейн Убенс пообедать в кафетерии музея, но мы спешили познакомиться с городом - другого времени на это бы не было. А томатный суп и спагетти болоньез в кафетерии музея я съела на обед в день открытия выставки и в полной мере оценила согревающую силу ярко-красного, горячего и перченного супа в сырую погоду. Кафетерий - на фото ниже.




Собственные коллекции музея не очень велики - это современная живопись и скульптура, европейское и японское прикладное искусство. Из того, что было выставлено тогда в залах музея нас заинтересовало не многое, но вот кое-что удивило. На фото ниже как раз запечатлели моё неподдельное удивление от инсталляции.)))



Интересно была представлена коллекция фарфора: в спиралевидном коридоре, образованном прозрачными занавесками между витринами с фарфором:


Там же, в ответвлении коридора из занавесок был и этот фокус-покус: керамическое панно, подробности декора которого нужно было разглядывать в подзорную трубу.)))



Бегло осмотрев экспозиции музея, мы отправились побродить по городу. Как и в Амстердаме, здесь много каналов, мостов и мостиков, архитектура разного времени. О городе поговорим отдельно, но поскольку это было время предрождественских ярмарок, одно интересное фото всё-таки покажу: шарманщик с огромной, размером с вагончик на колёсах, шарманкой. Пока она исполняла нехитрый мотивчик шарманщик позвякивал металлической кружкой для сбора монеток со слушателей:



Несмотря на зиму, пусть и сырую, бесснежную, в небольшом сквере работал фонтан скульптора Нуда Вольфа (Noud de Wolf).


На следующих фото мы фотографировались на фоне каналов, чтобы показать пришвартованный на канале огромный парусник и современную застройку набережной канала рядом с фонтаном Нуда Вольфа.



Открытие выставки началось не в музее, а в городском театре Мартини-плаза. На фото фойе театра, приглашенные гости угощаются закусками и десертами. На дальнем плане - представители газодобывающих компаний - спонсоров выставки. Но угощали их на равных правах со всеми гостями - демократично. Закуски мне не запомнились, а вот кусочки торта, на каждом из которых было размещено изображение со всеми подробностями картины "Иван-царевич на сером волке" забыть невозможно, но не вкус, а сам вид такого пирожного и в таких количествах.



Можно сказать, что Иван-царевич проскакал на сером волке по всей сувенирной продукции, выпущенной к выставке, а также по буклетам и каталогу.)))



Сказку об Иване-царевиче нам прочитала со сцены зрительного зала театра негритянка в пудренном парике и платье 18 века, сидевшая на "троне". Читала она на голландском, поэтому кроме слов "Иван" и "бабаЯга" мы ничего не поняли.)))



Потом солисты Амстердамского Королевского балета изображали лебедей - довольно неубедительно, нужно сказать.)))


Потом все раскланялись, и нас, наконец, отвезли в музей на открытие.


По залам между гостями бродили девушки, наряженные Снегурочками. Наш директор, Юрий Вакуленко, сфотографировался на память с ними и с куратором выставки Карлейн Убенс в костюме Жар-птицы.


Меня запечатлели рядом с нашими "Царевнами" и с атташе по культуре голландского посольства в Москве - мы там с ним о барокко разговорились.))



Гостей было очень много, все быстро устали бродить по залам, хотя выставка и была интересной, но в толпе смотреть всегда тяжело. В основном все общались и знакомились, и постепенно перемещались в двухъярусный банкетный холл, где всех снова начали поить и кормить.


От мелькания незнакомых лиц, официантов с подносами; от шума, сквозь который к нашим ушам безуспешно пытались пробиться с каким-то музыкальным посланием несчастные участники камерного ансамбля; от запахов еды и напитков и от них самих, наконец, голова шла кругом. Самое яркое из угощения в музее, что осталось в памяти - стол с наколотым льдом, на который два официанта беспрерывно выкладывают свежие устрицы в только что раскрытых раковинах, по периметру стола - бумажные фунтики с перцем и солью и четвертушки лимонов - воплощённый голландский натюрморт 17 века. Мы посыпаем устрицы солью с перцем, выдавливаем сверху лимон и отправляем всё это в рот, запивая розовым шампанским. Мне было вкусно - понравилось, хотя первую устрицу я глотала с опаской.))) О самой выставке я расскажу в отдельном посте, чтобы уже не отвлекаться на закулисные подробности и не затягивать длинный рассказ.

Tags: Музейное закулисье, картинки с выставки
Subscribe
promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments