Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Потерял я Эвридику...


Якопо дель Селлайо. Орфей и Эвридика. Дерево, масло, 59х175,5 см. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Вот Эври­ди­ку зовут; меж недав­них теней пре­бы­ва­ла,
А выс­ту­па­ла едва замед­лен­ным раною шагом.
При­нял родопский герой нераз­дель­но жену и усло­вье:
Не обра­щать сво­их взо­ров назад, доко­ле не вый­дет
Он из Аверн­ских долин, — иль оты­мет­ся дар обре­тен­ный.
Вот уж в мол­ча­нье немом по наклон­ной взби­ра­ют­ся оба
Тем­ной тро­пин­ке, кру­той, гус­тою уку­тан­ной мглою.
И уже были они от гра­ни­цы зем­ной неда­ле­ко, —
Но, убо­ясь, чтоб она не отс­та­ла, и в жаж­де уви­деть,
Пол­ный люб­ви, он взор обра­тил, и супру­га — исчез­ла! Овидий Метаморфозы,книга Х, стихи 48-57.

Именно эти два эпизода из пересказанной Овидием в "Метаморфозах" истории Орфея и Эвридики изображены на картине-спальере Якопо дель Селлайо из Музея Ханенко.


Древний миф о бессмертной любви певца Орфея и нимфы Эвридики, наравне с историями Амура и Психеи или Эсфири и Артаксеркса, был популярен в росписях утвари, которую дарили итальянским новобрачным в эпоху Возрождения. Картины-спальеры горизонтального формата с изображением историй о легендарных влюблённых размещали в изголовье или изножье брачного ложа, либо на стенке сундука для приданного - кассоне, помещаемого в брачные покои. Автор спальеры из Музея Ханенко, флорентийский художник эпохи кватроченто Якопо дель Селлайо был не столь знаменит, как его собрат по ученичеству - Сандро Боттичелли, или как их учитель - фра Филиппо Липпи. О нём известно очень немного, но сохранились около двух десятков его работ в частных собраниях и музеях мира. Большая часть написанных им картин - религиозные сцены. Одну из таких работ со сценой покаяния св. Иеронима я привожу в конце поста. Но вернёмся к меньшей, но весьма интересной для нас части его живописного творчества - росписи утвари для новобрачных. К картине из нашего музея сохранились ещё две - с другими эпизодами мифа об Орфее. Первая находилась когда-то в венском собрании Ланкоронских, а ныне хранится в Вавельском замке в Кракове. Здесь Орфей изображён среди диких зверей, которых он умиротворил и приручил своей игрой. Согласно мифу, боги даровали ему золотую лиру, игра на которой пленяла всех живых существ и даже богов. Однако, в серии спальере Якопо дель Селлайо Орфей играет на смычковом инструменте из рода виол: это видно на картинах из нашего музея и из польского музея.


Якопо дель Селллайо. Орфей, играющий среди диких зверей, спальера, между 1480-1490. Дерево, темпера, 59х175 см. Wawel Royal Castle Collection, Краков.

Ещё одна сохранившаяся спальера Якопо дель Селлайо из этой серии находится в Музее Бойманс-ван Бёнинген в Роттердаме. В композицию этой картины включены эпизоды с Эвридикой, убегающей от домогающегося её Аристея, в момент, когда её жалит змея, а также сцену, где служители царства Аида уносят бездыханное тело Эвридики в его подземные владения.

Якопо дель Селлайо. Орфей, Эвридика и Аристей, между 1475-1480. Дерево, масло, 60х175 см. Музей Бойманс-ван Бёнинген, Роттердам.

Следующая картинка - обещанная мной религиозная картина Якопо дель Селлайо из Лувра. Приёмы изображения пейзажа на фоне картины и композиция в целом очень близки к картинам серии об Орфее и Эвридике - авторский стиль здесь сохранён.

Якопо дель Селлайо. Св. Иероним. Тополевая древесина, темпера, 61х41 см. Лувр

Tags: Живопись, Якопо дель Селлайо, интерпретация живописи, музей Ханенко
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments