Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Что в имени тебе моём...


Мастер Ханенковского Поклонения волхвов. Поклонение волхвов. Диптих, между 1490-1500. Дерево, масло, 28х17,5 см (каждая часть). Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев.

Маленький диптих "Поклонение волхвов" был приобретён Богданом Ивановичем Ханенко в начале 20 века в Риме на распродаже из собрания принца Маркантонио IV Боргезе. В то время крупные европейские частные собрания практиковали продажу менее значимых, на взгляд владельцев, картин и скульптур, оставляя нетронутой основную часть коллекции. Известны, к примеру, несколько распродаж из Императорского Эрмитажа.
Кисти автора этого тщательно и благоговейно написанного "Поклонения волхвов" принадлежит ещё один триптих на ту же тему. В литературе упоминаются также написанные им две Марии - из Staatsgalerie в Штутгарте и из замка в Дессау - и "Благовещение" из частного собрания в Париже, но этих работ художника мне найти не удалось, возможно они не сохранились или изменили владельца. А триптих и продолжение истории можно увидеть под катом.



Неизвестный фламандский мастер. Триптих "Поклонение волхвов", между 1475-1500. Дерево, масло, 29х39 см. Musée de l’hôtel Sandelin, Saint-Omer (Pas-de-Calais), Франция.

Триптих из Сент-Омера близок по размеру Ханенковскому диптиху: высота его створок 29 см, а Ханенковского - 28 см. Изображения Мадонны с младенцем также сходны в этих картинах своим человечным и тёплым "взглядом" на нежную молодую женщину и играющего младенца, но в самих этих трогательных образах есть отличия: и в ликах Марии и младенца, и в расположении рук, и в позе младенца. Очень близки изображения трёх волхвов в диптихе и триптихе, много сходных деталей в изображении сосудов с дарами. Ещё Макс Фридлендер, ведущий специалист по нидерландской живописи в начале 20 века, хранитель, а потом директор Картинной галереи Музея кайзера Фридриха в Берлине, выделил диптих из коллекции Ханенко в качестве ключевого произведения среди упомянутых выше сохранившихся картин неизвестного нидерландского художника середины 15 века. Поскольку имя его так и осталось невыясненным, его именуют Мастером Ханенковского Поклонения волхвов - по ключевому произведению. Ниже - фото из каталога Музея Ханенко:



Иногда спрашивают, не всё ли равно, какой художник написал ту или иную картину, главное ведь - её художественные качества? Каждый сам для себя решает, зачем ему имя художника или композитора, который написал любимое произведение; чьему перу принадлежат полюбившиеся строки. Речь ведь не только о пресловутом авторстве, имеющем значение для научной работы и, к сожалению, в суетном бизнесе создания из имён трендов, а из трендов - капиталов. Как сказал мудрый Лао Цзы: "Начало систематизации - это наличие имён. Имя и есть приближение к наличию." (Дао Дэ Цзин, 32 чжан).

Чтобы поведать миру о прекрасном творении, без имён не обойтись, особенно, если речь идёт о портрете: многих ли привлекает изображение неизвестного человека, написанное неизвестным художником неведомо когда? Пожалуй, только специалистов в музейном деле и историков, любящих раскрывать такие тайны. И чтобы немного снизить пафос этой оды авторству, расскажу случай из своей преподавательской практики. В искусствоведы зачастую приходят из художников. Казалось бы - тренированный профессиональный взгляд, отличная визуальная память - они должны быть в авангарде уже в студенческую пору. Был у меня такой студент-заочник, пришлось ему сдавать мне экзамен по искусству Возрождения. Парень вообще не отличался красноречием, а к иностранным именам, да и к языкам в целом у него была неспособность ... воспроизводить правильно чужие слова, да... Так вот, ещё во время моей лекции, когда я назвала слайд: "Пьеро делла Франческа. Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца", - парень переспросил меня, долго ли я заучивала эти имена. Мы дружно посмеялись тогда всей группой, а на экзамене, желая помочь не блистающему красноречием студенту и повысить таким образом ему оценку, я показала ему репродукцию этих парных портретов. Я была уверена, что он помнит их, ведь мы так весело смеялись тогда, во время лекции - невозможно было не запомнить их человеку с хорошей памятью художника. Портреты парень, конечно, сразу же вспомнил, только назвать так и не смог - ни имени художника, ни имени изображенных... )))
Tags: Живопись, интерпретация живописи, музейное закулисье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments