Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Цуба в коллекции Музея Ханенко

витрина6.JPGвитрина6.JPGвитрина4.JPG
Гарды японских мечей - цуба - в коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко разнообразны по материалам и технике изготовления. Это одно из самых крупных собраний среди музеев СССР. Коллекция охватывает период с 15 по 19 век.

Выкованные из железа, бронзы и японских медных сплавов "сякудо", "сибуити" и "сэнтоку" - цуба украшены ажурными узорами, гравировкой и инкрустациями из драгоценных металлов. Сюжеты изображений на цуба диктовались выбором заказчика, а тонкость цветового решения и виртуозность исполнения миниатюрных рельефов, лаконичность и разнообразие композиционных приёмов целиком зависели от профессионального уровня мастера. Изящные по рисунку асимметричные изображения на гардах включали животных и птиц в пейзажах или самостоятельные пейзажные мотивы, сцены из жизни легендарных персонажей и божеств буддийского пантеона. Встречаются популярные в буддийском искусстве цветочные изображения: хризантемы, пионы, мальвы.
Подробный анализ и систематизацию декора на цуба можно найти [здесь]http://style-epohi.ru/kompozicionnoe-mnogoobrazie-cuby-chast-1.html и [здесь]http://style-epohi.ru/kompozicionnoe-mnogoobrazie-cuby-chast-2.html. Материалы этой статьи Анастасии Солдаткиной в двух частях очень помогли мне в работе над постом. Что касается приведенных ниже иллюстраций, то они взяты из блога [Елены Поповой в ЖЖ]http://agritura.livejournal.com/179711.html и дополнены мною сведениями с музейных этикеток и моими комментариями.

Прежде, чем перейти к иллюстрациям, следует отметить, что гарды японских мечей, в силу особенностей фехтования ими, предназначены не для защиты руки от удара противника "гарда в гарду", а только для предотвращения соскальзывания руки на клинок. Поэтому мастера цубако могли изготавливать гарды из относительно мягких сплавов. Упомянутые выше японские медные сплавы сякудо и сибуити включали драгоценные металлы: сине-чёрный сякудо - 30-40% золота, а сибуити - золото и 1/4 серебра. Темно-зелёный сэнтоку по составу сплава близок к латуни. Разнообразие оттенков сплавов получали протравой в специальной бане, которая давала сплаву сякудо варианты оттенков от воронова крыла до фиолетово-чёрного, сибуити - широкий спектр оттенков от глубокого оливково-коричневого до бледного серебристого, а сэнтоку - приятный жёлтый цвет. Вариантов японских сплавов значительно больше упомянутых, но для нашей темы достаточно и этих.
Ещё одно необходимое разъяснение касается цуба из нашей коллекции: они предназначались не для мечей катана, а для малых коротких вакидзаси, которые носили в паре с катаной.

На первых двух картинках представлены цуба с асимметричными рельефными изображениями, украшенными инкрустацией золотом. Первая выполнена из железа, а вторая из сине-чёрного сякудо.

1.Неизвестный мастер. Школа Нара. Цуба с изображением Сима Веня, разбивающего бассейн для спасения мальчика, 17 в. Железо. (картинка кликабельна).


2. Неизвестный мастер. Школа Гого. Цуба с изображением храмовых ворот, увитых виноградом, 18 в. Сплав сякудо.

На следующем фото хочу отметить тончайшую моделировку рельефа на правой верхней цуба с изображением священной горы Фудзи - работа мастера Хиротика школы Эдо. Левая нижняя гарда тоже имеет имя мастера - Дзякуси, но выполнена двумя столетиями раньше. Популярный мотив дракона, огибающего гарду по краю, изобилует мелкими рельефными деталями - это кажется просто удивительным для твёрдого железа. Дракон, летящий в облаках - ещё один популярный сюжет в декоре гард - на соседней цуба.

1.Неизвестный мастер, Провинция Хидзен. Цуба с изображением трёх музыкантов, 18 в. Железо. 2. Хиротика. Школа Эдо. Цуба с изображением горы Фудзи, п.п. 19 в. Железо. 3. Дзякуси. Провинция Хидзен. Цуба с изображением дракона, к. 17-н. 18 в. Железо. 4. Неизвестный мастер. Школа Сёами. Цуба с изображением дракона в облаках, 17 в. Железо.

Рельефное изображение луговых цветов и пасущейся лошадки, инкрустированных золотом, на следующем фото (справа вверху) включает также изображение ветвей цветущего сапфирового драконова дерева (павловнии): у верхнего края гарды. Обратите внимание, что нумерация цуба в витрине на фото не совпадает с моей нумерацией под фото - не запутайтесь!))) В нижнем ряду слева снова видим дракона, а гарду справа украшает изображение китайского льва-стражника "шиши". Все гарды на этом фото имеют имена мастеров цубако.

1. Наоюки Гаюндо. Школа Хамано. Цуба с изображением Каню - бога войны, 18 в. Бронза. 2.Канеко Юкинао. Цуба с изображением коня на лугу, 17 в. Железо. 3. Кинаи. Провинция Этидзен. Цуба с изображением дракона в облаках, к. 17-н. 18 в. Железо. 4. Сойо (?). Школа Йокойя. Цуба с изображением льва «шиши», 18-19 в. Бронза.

Три из четырёх цуба на следующем фото украшены рельефными пейзажными мотивами. В композиции искусно включены летящие журавли (2), пасущийся олень (3) и играющие щенята с порхающими стрекозами (4). Первая цуба украшена изображением легендарной супружеской пары.

1. Неизвестный мастер. Цуба с изображением легендарных супругов Цзо и Уба. 17-18 в. Железо. 2. Неизвестный мастер. Цуба с изображением журавлей, 18-19 в. Железо. 3. Неизвестный мастер. Стиль Сёами. Цуба с изображением оленя, 16-17 в. Железо, белый металл. 4. Неизвестный мастер. Цуба с изображением щенят и стрекоз, 18-19 в. Железо.

Две ажурных цуба мастера Кинаи и цуба с рельефом мастера Дзякуси на следующем фото снова используют мотив дракона. Цуба мастера Янагава Наомаса с изображением бога войны Каню выполнена из сплава сэнтоку с инкрустацией. На последней бронзовой цуба мастреа Нара Цунесиге снова изображён Каню, а на гарде посредине нижнего ряда - обряд изгнания демонов!


1. Кинаи. Цуба с изображением дракона, к.17-н. 18 в. Железо. 2. Кинаи. Провинция Этидзен. Цуба с изображением дракона в облаках, к. 17-п.п. 18 в. Железо. 3. Дзякуси. Провинция Хидзен. Цуба с изображением дракона в облаках, к. 17-н. 18 в. Железо. 4. Янагава Наомаса. Цуба с изображением Каню – бога войны, середина 18 в. Сэнтоку, инкрустация. 5. Неизвестный мастер. Цуба с изображением обряда изгнания демонов на празднике сёцубун, 18 в. Железо. 6.Нара Цунесиге. Цуба с изображением бога войны Каню, середина 18 в. Бронза.

Из шести цуба на следующем фото две декорированы мальвами: верхняя правая - прорезными силуэтами лепестков мальвы, а цуба уже знакомого мастера Кинаи - рельефными листьями. На гарде в середине верхнего ряда - снова сцена с демонами и их укротителем Сьоки.))

1. Неизвестный мастер. Цуба с изображением китайских мудрецов, 18 в. Железо.
2. Неизвестный мастер. Цуба с изображением укротителя демонов Сьоки, 18 в. Железо. 3. Неизвестный мастер. Цуба с ажурным изображением лепестков мальвы, 17 в. Железо. 4. Неизвестный мастер. Цуба с изображением якоря среди волн. 17 в. Железо. 5. Кинаи. Цуба с изображением листьев мальвы. к. 17-н. 18 в. Железо. 6. Неизвестный мастер. Цуба с изображением патриарха секты Дзен Дарумы, п.п. 17 в. Железо, бронза.

Кроме первой цуба с рельефными листьями клёна на фото ниже - остальные пять украшены прорезными рельефами. Все изображения искусно стилизованы, особенно хороши изображения стручков и листьев на нижней средней гарде, а правая верхняя цуба мастера Киути, невероятно изысканный рельеф со стилизованными листьями - прототип многих европейских орнаментов модерна, да и по времени это уже близко к модерну (возможно "обратное" влияние на стиль мастеров цубако из-за работы по европейским заказам).

1. Неизвестный мастер. Школа Сёами. Цуба с изображением листьев клёна, 16-17 в. Железо. 2. Неизвестный мастер. Цуба с изображением птиц над волнами, 17-18 в. Железо. 3. Киути. Цуба с изображением листьев, 19 в. Железо. 4.Неизвестный мастер. Школа Акасака. Цуба с изображением гуся, 18 в. Железо. 5.Неизвестный мастер. Цуба с изображением стручков и листьев, к. 17-н. 18 в. Железо. 6.Неизвестный мастер. Провинция Хиго. Цуба с изображением феникса, 18 в. Железо.

На фото ниже обращает на себя внимание цуба с прорезным рельефом вверху справа: обезьяна тянется за плодом - отличная по стилю от других. Слева от этой гарды - цуба с изображением попугая - изящная ювелирной тонкости гравировка по бронзе с инкрустацией золотом. Под ней в нижнем ряду - цуба с летящим фениксом и цветущей павловнией - также тончайшая гравировка по нежному рельефному изображению листьев и цветов.

1. Неизвестный мастер. Цуба с изображением дракона, 18-19 в. Железо. 2.Неизвестный мастер. Цуба с изображением попугая, 18-19 в. Бронза. 3.Неизвестный мастер, Киото, 17 в. Цуба с изображением обезьяны, тянущейся за плодом. Железо. 4. Канеё. Провинция Ямасиро. Цуба с изображением рыбачьих сетей, к. 16-н. 17 в. Железо. 5. Неизвестный мастер. Цуба с изображением феникса и цветущей павловнии, 18 в. Железо, бронза. 6. Неизвестный мастер. Школа Нара. Цуба с изображением сеннина Гама с жабой, 17 в. Железо.

На последнем фото высочайшим качеством моделировки выделяются среди остальных четырёх первая цуба мастера Хамано Масаюки - здесь ещё и великолепно закомпонована сцена странствий поэта!- и пятая (в середине нижнего ряда) цуба уже знакомого мастера Дзякуси тоже с пейзажным мотивом. Хороши и заросли бамбука, и журавли над ручьём, а древовидные пионы на цуба мастера 19 века Суруга Такаюки послужат достойным завершением нашего знакомства с коллекцией.))


1. Хамано Масаюки (1696-1769). Цуба с изображением странствий поэта Тоба в изгнании, п.п. 18 в. Железо. 2.Неизвестный мастер. Цуба с изображением бамбука, 18-19 в. Железо. 3. Неизвестный мастер. Цуба с изображением летящих гусей, 18-19 в. Бронза. 4. Неизвестный мастер. Цуба с изображением гусей над ручьём, 18-19 в. Железо. 5. Дзякуси. Провинция Хидзен. Цуба с изображением пейзажа, к. 17-н. 18 в. Железо. 6. Суруга Такаюки. Цуба с изображением пиона, 19 в. Железо.
Tags: музей Ханенко, ремесло и искусство, цуба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Магония и другие...

    Сегодня к вечеру, отвязавшись от неотложных дел, выбралась, наконец-то, в дендропарк. По дороге сфотографировала алычу под моим балконом - вчера…

  • Сквозь асфальт - к солнцу...

    Первый одуванчик, который мне встретился в этом сезоне, оправдывает все рассказы о нём: посреди окурков и мусора, сквозь щель между асфальтом и…

  • О свободе и необходимости...

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments