Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Архитектура Вены: Отто Вагнер

Оригинал взят у allagalla в Отто Вагнер
Оригинал взят у dasha_fedorova в Отто Вагнер
Оригинал взят у mc_abr в Отто Вагнер
О Вагнере нельзя писать отдельно, надо писать обо всем венском модерне сразу. Это невозможно. Охватить этот массив идей было бы сложно, даже если бы я нашел ответы на все вопросы, возникшие во время прогулок, но нет даже их, поэтому в посте будет много дыр, которые я буду еще латать, читая об этом времени.

Что легко: Отто Вагнер - это почти вся архитектура того времени, в прямом смысле, само собой выдающиеся дома, но и идейно. Это самый конец века, а работать он начал намного раньше. С 21 года она работал в ателье Людвига Фёрстера (здание Арсенала, чтобы было понятно, какой это историзм), в 23 начал строить сам. Это 60-е 19 века, строительный бум имперской Вены, стены вокруг Старого города разрушены, застраивается Ринг. В 70-е Вагнер становится самостоятельным архитектором, крупные проекты Биржи и Курсалона получают всеобщее одобрение, но остаются на бумаге. Реализуются проекты доходных домов и похожего на них Гармони-театра, дом не сохранился>



Я обошел все вагнеровские дома того времени, автора в них нет. Жилье как жилье, не лучше и не хуже соседних построек. Дом 1864 года:



Дом 1875 года:



Этот 1878 на Шоттенринге так совсем провинциальный, из небольшого города окраины империи:



Не понимаю, зачем так частить, зачем пестрить, скорее всего, обязывает местоположение, главный бульвар. В это же время Вагнер строит доходные дома чуть в стороне от центра, видимо, это дает больше свободы, потому что он как архитектор, его стиль начинается с них. Мимо этого (1888) я езжу каждый день ("дом в подтяжках"):



И еще одно здание, с главного фасада - Дворец Хойос, с торцевого - доходный дом:





Что важно - эти дома выше, и еще выше они кажутся из-за вытянувшихся окон, форма полностью меняет восприятие. Город растет, страна богата, время основательности, прочности, приземистых домов уходит. Если искать различия между домами эпохи историзма и следующими вагнеровкими, самым уместным словом будет "тонкость". Это пока не манерный изгиб цветочного орнамента, но дома уже хотят быть изящными и легкими.

Вагнер строит не только жилые дома, в 1884 он завершает Банк Земель в Старом городе. Самостоятельность идет на пользу, он активно пользуется новыми технологиями. В центральном зале стеклянный потолок - комфортный дневной свет делает помещение открытым и свежим. В своих проектах общественных зданий Вагнер продумывает все мелочи, впрочем, как и все хорошие архитекторы, от мебели до дверных ручек.



Большим архитектором своего времени Вагнер стал после того, как получил приз за проект перестройки венских прихородов, но он не был реализован. В 1894 он выигрывает конкурсы на два гигантских проекта - строительство метро и регулирование Дуная. Под его руководством работали 70 архитекторов, в том числе будущие звезды венского модерна. Метро получилось прекрасное, бело-зеленое. Я представляю Вену без этих станций - она тут же лишается свежести, красивой простоты. Платформа станции Штадтпарк так вообще похожа на пригородный вокзал, куда приходят дымящие составы, пространство легкое, дачное.



Всё было сделано тогда. Я помню свои первые минуты в Вене. В аэропорту меня встретила одногруппница, и мы поехали в общагу. С линии U4 пересели на U6, всё Отто Вагнер, и поехали до Альзерштрассе. Рельсы идут по массивному виадуку, по обе стороны от застройка начала века. Прошло уже много времени, но я хорошо помню ощущение полета, быстрого движения над землей вровень с прекрасными домами. Мимо мелькали чистые белые станции, названия изогнутым шрифтом, тонкие чугунные опоры козырьков.



В Вене невероятно много того, что перестало быть в 20-м веке - банально красивого, как я ее за это люблю. Сейчас это слово уже почти ругательное, синоним бессмыслицы, но если говорить о городе, - среда должна быть удобной, понятной, красивой, красивой для всех. Деготь описала в путеводителе Майоликовый дом как "весь в бесстыжих цветочках", понятно, она горячая сторонница конструктивизма и даже больше, гонительница всего приятного глазу, но дом - это не только рисунок. Вагнер планировал сделать улицу вдоль русла реки Вены новым, буржуазным Рингом и предполагал, что движение будет весьма оживленным. Чтобы дом не пылился, он использовал специальную плитку, которую можно мыть. Соседний дом тоже вагнеровский и тоже прекрасный, это два лучших венских доходных дома.





Имея две крайние точки, домá, я пытался найти, как Вагнер порвал с историзмом. Близкая мне метафора: есть исходные вещества и есть продукты, между ними стрелка, над ней - условия реакци. Что надо надписать, чтоб одно превратилось в другое? Не нашел. После победы в конкурсе на метро Вагнера пригласили в Университет изобразительных искусств, написал он много. И вроде бы даже важные сочинения, недавно они были переизданы, но читать все равно тяжело. Не писатель он, особенно после Лооса. Есть размышления об историзме: "за последние 20 лет мы сшаржировали тысячу лет архитектуры", веселая рифма архитектура-карикатура, но почему именно он и почему именно цветы, именно венки найти не удалось. И не удастся, думаю, потому что это время, а не Вагнер. Первым в этом декортивном ар-нуво он не был, но справлялся с задачами очень достойно. Вставлю в пост одно его стихотворение своей музе Луизе:

"An Louise

Kunst und Liebe
Göttlich seid ihr allein
Für des Lebens Triebe
Goldener Sonnenschein

Ohne Euch kein Leben
Ohne Euch kein Sein
Zum Eckel alles Streben
Nur leere Herzenspein

Des Daseins Gunst
Zu Sonnen sich mir bot
Louise und die Kunst
Treu bis zum Tod

Otto"

Собрание работ Лооса я, кстати, заказал на амазоне, скоро придет толстый том.

Что еще - Отто Вагнер? Ее так и называют, "Церковь Отто Вагнера", но вообще-то она Церковь Св. Леопольда Ам-Штайнхоф. Он выиграл конкурс на строительство психиатрической клиники, гигантский комплекс зданий для больных со всей инфраструктурой был заложен в 1903 и завершен в 1907. В корпуса для буйных перевели больных из Башни дураков, а тихие больные спокойно гуляли в террасном парке. Некоторые венцы ложились в больницу по собственному желанию, ссылаясь на истерики и депрессию. Также был задуман театр, один знакомый недавно был там на представлении: клептоманка играла клетоманку, параноик параноика, на живой фактуре, так сказать, играли.



Но главное, всё-таки, церковь. Белый куб с золотым куполом, на колокольнях в удобных креслах с орнаментом сидят Св. Леопольд, покровитель Нижней Австрии и Вены, и проповедник Северин. Вагнер, постоянно подчеркивавший поминирующую роль удобства в архитектуре, снабдил церковь туалетом, а пол сделал наклонным, чтобы церковь было легче убирать, если пациенту станет плохо. Внутри всё белым-бело, на золотой алтарной мозаике святые-защитники от болезней, витражи Коло Мозера. Декор золотой и синий. Ангелы - женщины с волнистым каре в свободных платьях. Это одна из немногих в мире церквей в стиле модерн, но и среди них она особенная, "капище," - подумав, сказала Д. Заказчиком было государство, т.е. монархия в лице Франца Фердинанда. С Вагнером он не соглашался с самого начала. Когда церковь открывали, он не упомянул в речи имя Вагнера ни разу и заметил, что ему больше по душе стиль Марии Терезии. Вагнер возразил, что во времена Марии Терезии пушки было принято украшать, и это ни сколько не мешало им выполнять свою прямую функцию. За это и поплатился, больше госзаказов не было.





Еще до того, как Вагнер рассорился с важнейшими заказчиками, он спроектировал и построил Почтовую сберкассу. Это был контракт города Вена, заказчиком был одиозный мэр Карл Люэгер, решивший организовать местный банк в противовес еврейскому капиталу. Это совсем другой дом, замкнутый, холодный. Серые мраморные плиты держатся на стальных штырях, алюминиевые заклепки декоративыне. Это даже больше, чем функционализм, назначение здания подчеркивается отделкой - не множащий себя капитал из роскошного мрамор с прожилками, а с серьезный надежный бункер мелкого, но многочисленного частного вкладчика. Эти же заклепки поторяются внутри, на портиках, на воздуховодах и даже на стульях. В банк обязательно надо зайти и не пожалеть 3€ на маленький музей. Слева при входе просто отличный бюст Франца-Иосифа, после короткой лестницы кассовый зал. Задуманные Вагнером стулья на месте, он разработал иерархию мебели в зависимости от ранга ее пользователя. Клиентам, заполняющим квитанции - табуретки, клеркам - жесткие стулья, струдникам чином повыше - стулья с подлокотниками, боссам - мягкие. Потолок как в Банке земель, стеклянный. Но стеклянный и пол - под кассовым залом еще один, дневной свет проникает и туда. Всё точно, чисто и светло.





Место у Сберкассы знаковое - конец Ринга. Вагнер его не любил, ему удалось поставить твердую точку. В 18 веке в России ходил слух о новом городе, Санкт-Петербурге, мол какой-то великан сковал город в воздухе и как есть, уже готовый, поставил на болотистую почву. Мне кажется, Почтовую сберкассу Вагнер тоже собрал где-то далеко и высоко, в пасмурную погоду, в серых облаках, а когда поставил холодный дом на землю, все соседние вздрогнули. Чуть раньше построенное напротив Министерство войны даже подпрыгнуло, на редкость неудачное здание с большущим бронзовым орлом на фронтоне.

Последний важная постройка Вагнера - доходный дом на Нойштифтгассе. Мне он не нравится, я способен воспринимать его только в контексте других работ - полемика с Лоосом, я недавно писал. Но это ему совершенно не свойственно, вагнеровские дома прекрасны и вне контекста. Их можно рассматривать, их можно любить. А этот - я не могу.



Я не написал о виллах, которые находятся совсем далеко, пока не видел. И о Чумном павильоне больницы Вильгельминеншпиталь, там тоже пока не был.

Апдейт: если кто-то решит использовать этот список как маршрут - вот готовая карта в гугл-мэпс

Tags: Перепост, архитектура в деталях
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • На взлёт!

    Facebook post Привожу перечень летательных аппаратов: 1. Poecilocoris lewisi Лесной клоп, но красивый.)) 2. Hoplia communis - Гоплия- родственник…

  • Мобиле-скульптуры Энтони Хау

    В ролике собраны лучшие кинетические работы американского скульптора Энтони Хау (Anthony Howe). Помедитируйте немного.))

  • Макушка лета

    День выдался замечательный: с утра было не слишком жарко, тучки пробегали, но и солнца хватало. После обеда немного припекало, а вечером, на закате -…

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments