Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Ян Брейгель Старший и соавторы...


Хендрик ван Стенвейк Старший и Ян Брейгель Старший. Интерьер Анверпенского собора, 1583 или 1593. Дубовая доска, масло, 45,2х62,5 см. Будапештский музей изобразительных искусств.

Работа с соавторами, столь популярная у художников времён Рубенса и Яна Брейгеля Старшего, строилась, как правило, на разделении труда по темам, на которых специализировались разные мастера, чтобы успешно конкурировать на художественном рынке. В случае с Яном Брейгелем Бархатным речь шла прежде всего о его блестящем умении в написании цветов и плодов, когда он сотрудничал с Рубенсом и другими мастерами мифологической или религиозной живописи. Кроме того, к его услугам прибегали, если требовалось виртуозно написать шелковые или бархатные драпировки. Очень часто Брейгель Бархатный писал пейзажные фоны для аллегорических сцен других мастеров. Казалось, он избегал писать людей и обнаженное тело, раз предоставлял это другим художникам. Тем не менее, был у него опыт сотрудничества, когда именно он в дуэте выступал автором фигур: он "населял" ими интерьеры церквей, написанные художником Хендриком ван Стенвейком Старшим.

Кроме "Интерьера Антверпенского собора" из собрания Будапештского музея, воспроизведенного в начале поста, Хендриком ван Стенвейком и Брейгелем Бархатным была написана похожая картина, которая находится в Пинакотеке Амброзиана. Фото из каталога значительно худшего качества, однако, я приведу его для сравнения и сопутствующего любопытного комментария из каталога Амброзианы:


Хендрик ван Стенвейк Старший и Ян Брейгель Старший. Интерьер Анверпенского собора, 1586. Холст, масло, 32х42 см. Пинакотека Амброзиана.

Картина из Амброзиана подписана и датирована авторами. Кисти Брейгеля Бархатного в ней принадлежат около 40 фигур, включая его вторую жену Катерину и его детей от первого брака: Яна Брейгеля Младшего и Пасхазию, изображенных перед колонной на первом плане.

С уже знакомым по прошлому посту о Яне Брейгеле Старшем [Любимый художник кардинала]http://alexspet.livejournal.com/141338.html его соавтором Хансом Роттенхаммером Брейгелем Бархатным была написана ещё одна маленькая картина из Амброзианы, которую он оставил отдельно, а не включил в общую раму с другими:


Ханс Роттенхаммер и Ян Брейгель Старший. Славящие ангелы, 1605-1606. Медь, масло, 26х35,5 см. Пинакотека Амброзиана.

В этой картине доминируют ангелы, написанные Роттенхаммером, а кисти Брейгеля Бархатного принадлежат гирлянды и цветы.

Ханс Роттенхаммер, немецкий художник, оставил и картины написанные целиком самостоятельно:


Ханс Роттенхаммер. Венера и Марс, 1604. Медь, масло, 29х38 см. Рейксмузеум, Амстердам.


Ханс Роттенхаммер. Аллегория Лета, к. 16 в.- н. 17 в. Медь, масло, 22,5х17,5 см. Государственный Эрмитаж.

И всё же с пейзажами Брейгеля Бархатного фигурные композиции Роттенхаммера выглядят значительно эффектнее.))


Ян Брейгель Старший и Ханс Роттенхаммер. Отдых на пути в Египет, около 1595. Медь, масло, 22х29,1 см. Королевская картинная галерея Маурицхёйс.


Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален. Купание нимф, н. 17 в. Дерево, масло, 58,5х85,5 см. Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес.

Великолепная сцена купания Дианы и нимф написана Яном Брейгелем Бархатным вместе с другим немецким художником - Хендриком ван Баленом. Пример такого соавторства я уже упоминала в том же посте [Любимый художник кардинала]http://alexspet.livejournal.com/141338.html. Очень похожая на картину из Амброзианы аллегорическая сцена "Церера и четыре элемента" из Музея истории искусств в Вене по композиции гораздо более пышная и просто перенасыщена символами воды, воздуха, земли и огня:


Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален Старший. Церера и Четыре Элемента, 1604. Медь, масло, 42х71 см. Музей истории искусств, Вена.

В заключение приведу самостоятельную работу Хендрика ван Балена из Национального музея Старого искусства в Лиссабоне:


Хендрик ван Бален. Мистическое бракосочетание св. Екатерины, 1628/32. Дерево, масло, 78х63 см.
Tags: Брейгель, Живопись, интерпретация живописи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments