Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Любимый художник кардинала...

"Эта работа драгоценна, и мы заплатим за неё, как за драгоценность..." - это слова кардинала Федерико Борромео о натюрморте Яна Брейгеля Старшего "Ваза с цветами" из Пинакотеки Амброзиана.


Ян Брейгель Бархатный. Ваза с цветами, драгоценности, монеты и раковины, 1606 (?). Медь, масло, 65х45см. Пинакотека Амброзиана.

Федерико Борромео познакомился с Брейгелем Бархатным в Риме, куда художник прибыл в 1592 году. Кардинал Борромео был в то время официальным попечителем Академии св. Луки в Риме, а первым профессором живописи в Академии св. Луки был соотечественник Брейгеля Бархатного Пауль Бриль. Кардинал, как предполагают, и познакомил двух художников.

Знакомство кардинала с Брейгелем Бархатным не прервалось по возвращении кардинала из Рима в Милан в 1595 году, когда он был назначен архиепископом Миланским. Напротив, художник последовал за ним в Милан и некоторое время пользовался гостеприимством миланского архиепископа. В дальнейшем, уже после возвращения художника на родину, они состояли в дружеской переписке, и Ян Брейгель Старший написал для кардинала несколько прелестных пейзажей маслом на меди: с непревзойденным мастерством передал он в них листву и кору деревьев, травы и цветы, лесные заводи и источники - всё натуралистически точно, что так ценил в его пейзажах кардинал Борромео. В коллекции кардинала Борромео, которая уже в 1618 году была передана в основанную им Пинакотеку и Библиотеку Амброзиана, находились 12 небольших ландшафтов оформленных по шесть картин в две рамы. Выглядит это приблизительно так:


Ян Брейгель Старший. Шесть ландшафтов: Пейзаж с руинами и отшельником; Зимний пейзаж со славящими ангелами ( в соавторстве с Хансом Роттенхаммером); Пейзаж с водоёмом и отшельником; Лот и его дочери, бегущие из горящего Содома; Лес; Пейзаж с молящимся отшельником; 1594-1595-1596 годы. Медь, масло, 26х36,5 см; 26,5х35 см; 26х35 см; 26,5х35,6 см; 26,5х35,5 см; 26,5х35 см. Пинакотека Амброзиана.

Три картины из сюиты - это пейзажи с отшельниками, очень популярный сюжет в то время. Первого отшельника сотрудники Амброзианы считают Святым Антонием, а второго - святым Ромуальдо. Последний отшельник в молитве остался у них, почему-то, безымянным, хотя точно такой же отшельник есть на картине из Музея истории искусств в Вене, где он назван святым Фульгентиусом:




Брейгель Бархатный. Пейзаж со святым Фульгентиусом, около 1595. Медь, масло, 26х35 см. Музей истории искусств, Вена.

Венский пейзаж - почти такого же размера и в той же технике, а вот растительность у ног святого победнее - цветов меньше...

Лесной ландшафт в этой сюите написан Брейгелем Бархатным, как полагают, с одного из лесных пейзажей Гиллиса ван Конинкслоо, что в общем не удивительно для молодого художника, которому едва минуло 25 лет.

Вторая сюита из шести ландшафтов в общей раме выглядит приблизительно так:


Ян Брейгель Старший. Пять ландшафтов: Ад; Церера с Аллегорией Четырёх элементов (в соавторстве с Хенриком ван Баленом); Два пейзажа с молящимся отшельником; Иисус с учениками на море Галилейском, около 1595-1597. Пауль Бриль. Пейзаж с болотом, 1595-1596. Медь , масло, 26х35 см; 26х36 см; 26,3х35,5 см; 26х35 см; 24,5х32,5 см. Пинакотека Амброзиана.

Во второй сюите снова есть ландшафты с молящимися отшельниками - две сцены, Ад с пламенем и прочими ужасами, Церера с Аллегорией Четырёх элементов, написанная в соавторстве с популярным в то время немецким мастером аллегорических и мифологических сцен Хенриком ван Баленом: плоды рек, морей и земли, а также цветы и вообще пейзаж написаны, естественно, великолепным Брейгелем Бархатным:



Редкая у Брейгеля Бархатного марина во второй сюите - шторм на море Галилейском - показывает драматическую борьбу с ветром и волнами апостолов, а вот Иисус абсолютно спокоен: буря не помешала ему прилечь на бочок, уютно подложив левую ладошку под щёчку.)))



Последний во второй сюите лесной пейзаж написан Паулем Брилем - тем самым знакомым Брейгелю профессором живописи из Академии св. Луки в Риме - в те же годы, что и "Лес" Брейгеля Бархатного из первой сюиты. Оба лесных пейзажа очень, на мой взгляд, похожи, но, как полагают сотрудники Амброзианы, "Лес" Пауля Бриля более безмятежен и менее мистичен по атмосфере, чем "Лес" Брейгеля Бархатного:


"Лес" Брейгеля Бархатного из первой живописной сюиты.


"Лес" Пауля Бриля из второй живописной сюиты.

Заканчивая рассказ о картинах Яна Брейгеля Старшего из коллекции Амброзианы, покажу вам ещё одну его работу. Оставшиеся две небольшие и написанные в соавторстве с другими художниками картины не столь значительны и войдут в следующий пост о соавторах Брейгеля Бархатного. А пока - вот вам последняя собственная работа Яна Брейгеля Старшего из Амброзианы:


Даниил во рву львином, 1610. Медь, масло, 28,5х38,5 см.
Tags: Брейгель, Живопись, интерпретация живописи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments