Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Гейсбрехт Лейтенс - мастер зимних пейзажей

Осень и зима перепутались. Тополь под окном с не облетевшими и не пожелтевшими полностью листьями с утра стоял под снегом. Сейчас идёт мокрый снег...

На рубеже 16-17 веков Западная Европа довольно сильно страдала от холода. зимы стояли снежные и морозные. Во Фландрии стал популярным жанр зимних пейзажей. Среди пейзажистов был даже мастер зимних пейзажей с повторяющимися темами - конькобежцы, дровосеки, сборщики хвороста, охотники - и с одинаковым композиционным приемом: огромное суковатое дерево на переднем плане и уходящий в глубину заснеженный пейзаж с тающими в морозной дымке далями. Звали мастера - Гейсбрехт Лейтенс (1586—1646/56). Имя он обрёл недавно, а ранее его называли просто "Мастер зимних пейзажей". Мой любимый пейзаж Гейсбрехта Лейтенса находится в Музее Ханенко:


Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж, около 1618-1628. Дубовая доска, масло, 49х64 см. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев.


Два пейзажа Лейтенса, один из которых очень похож на киевский, находятся в Эрмитаже, их считают парными:


Зимний пейзаж с дровосеками, Дерево, масло, 71,5х89 см. Государственный Эрмитаж.


Зимний пейзаж с конькобежцами, между 1620-1640. Дерево, масло, 72х89 см. Государственный Эрмитаж.

Николай Николаевич Никулин - автор "Золотого века нидерландской живописи и (в прошлом) ведущий специалист по нидерландской искусству Государственного Эрмитажа, с которым мне посчастливилось дважды встретиться во время командировок в Эрмитаж, отметил, что Лейтенс проложил путь пейзажистам 17 века, отказавшись от деления пейзажа на планы и объединив пространство воздушной перспективой: по мере удаления вглубь предметы в картине теряют четкость очертаний.

Пейзаж Лейтенса из галереи Маурицхёйс в Гааге можно рассмотреть во всех подробностях, детали прописаны тонко и тщательно:

(Кликабельно)
Зимний пейзаж со сборщиками хвороста, после 1617. Дерево, масло, 76,5х112 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага.

Ещё два зимних пейзажа Лейтенса находятся в Национальной галерее Праги:


Зимний пейзаж с дровосеками, 17 в. Дерево (?), масло, 100,5х160 см. Национальная галерея в Праге.

(Кликабельно)
Зимний пейзаж, п.п. 17в. Дубовая доска, масло, 42х64 см. Национальная галерея в Праге.

Последний пейзаж из Музея изящных искусств в Нанси - к сожалению, без данных о технике, размерах и времени создания:

Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж. Музей изящных искусств Нанси.

Tags: Гейсбрехт Лейтенс, Живопись, интерпретация живописи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments