Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Картины меньше ладони

Мастерство Яна Брейгеля Бархатного в миниатюре не раз удостаивалось самых высоких похвал. Если правда, что именно бабушка со стороны матери - художница-миниатюристка Мария Бессемер - учила его и Питера Брейгеля Младшего живописи, то Брейгель Бархатный оказался прекрасным учеником. Кардинал Федерико Борромео, которому принадлежали 4 миниатюры Яна Брейгеля Старшего, написанные эмалевыми красками на пластинах из слоновой кости размером "чуть больше яйца, разрезанного пополам", начиная с этих миниатюр, отзывался о его художественном мастерстве в восторженных выражениях:"его величие и тонкость в равной степени заслуживают восхищения". Две другие миниатюры, обрамленные в серебро вместе с работами Брейгеля Бархатного - "Спаситель" и "Пресвятая Дева" - написаны Джироламо Маркезини по картинам Джулио Кловио и Бернардино Луини соответственно. Комментарий из каталога Амброзианы: все работы были обрамлены в серебро в единый ансамбль, но поначалу это был, скорее всего, ларец (реликварий?), а обрамление с чашей для святой воды было, по-видимому, изготовлено позднее.


Чаша для святой воды, 17 век. Серебро, чеканка, 47х38 см. Ян Брейгель Бархатный.Иисус встречает благочестивых женщин; Мария у подножия Распятия; Видение Пресвятой Девы морякам; Процессия ко Святому Причастию, до 1618 года. Слоновая кость, холодная эмаль, 7х5 см. Пинакотека Амброзиана.

К сожалению, дать фото из каталога большего размера без потери четкости невозможно, но те, кто видел эти миниатюры Брейгеля Бархатного, уверяют, что на них различимы ясно мельчайшие подробности: воины, вороны, кресты, балдахин и факелы.

Чтобы компенсировать невозможность рассмотреть детали этих миниатюр, привожу ещё раз миниатюрный натюрморт Брейгеля Бархатного из Амброзианы, о котором я писала раньше.
Обратите внимание, что его реальный размер - меньше изображения на экране. Ян Брейгель прислал его кардиналу Борромео специально для демонстрации своего умения писать миниатюры. Написан он на медной пластине масляными красками, хоть и выглядит акварелью. Бабочка и гусеница в одной композиции означают два состояния человеческой души, роза в данном случае может быть и христианским символом непорочности, и просто цветком - символом бренности. Мышь (крыса) - немощь и смерть.

Ян Брейгель "Бархатный". Мышь и роза, около 1605 года. Медь, масло, 7,2х10,2 см. Пинакотека Амброзиана.
Tags: Брейгель, Живопись, интерпретация живописи, ремесло и искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments