Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Обольстительные инструменты

Вам, должно быть, не раз приходилось удивляться, что музыку относили к занятиям греховным. Тот же Иеронимус Босх неизменно помещал музыкантов и их инструменты в изображениях Ада. С другой стороны, существует множество изображений так называемых "Ангельских концертов", в которых ангелы прославляют Мадонну с младенцем пением и игрой на виолах, арфах и других музыкальных инструментах. Столь очевидный парадокс в отношении средневековых, да и значительно более поздних - вплоть до конца 18 века, когда старая символика окончательно утратила смысл в новейшее время,- авторов к занятиям музыкой можно понять, если учесть, что, как и всегда в аллегориях и символах, существуют два уровня в интерпретации изображений. На низшем - земном, музыку связывают со слухом, который, как и другие чувства, может вводить человека в заблуждение, обманывать, прельщать ложным, обольщать иллюзорным...

Абрахам Босс. Пять чувств: Слух, около 1635. Холст, масло, 104х137 см. Музей изящных искусств Тура, Франция.


На низшем уровне музыка и музыкальные инструменты - непременные атрибуты соблазнителей. Тут можно вспомнить бытующую и в наше время поговорку о том, что "женщина любит ушами", а также легенду о дьявольской прелести игры на скрипке Никколо Паганини и сюжет самой морализаторской повести Льва Толстого "Крейцерова соната".

Кроме прелести звучания музыкальные инструменты, на том же низшем уровне, напрямую ассоциировались эротоманами всех времен с мужским и женским началом: флейта и волынка - как маскулинные символы (помните, красная волынка - двойной, тестикульно-фаллический, символ у Босха?), а лютня и виола - фемининные.

Владение чувствами, умение различать их нюансы и границу ложного и истинного в любовной сфере всегда считали искусством. Воспитание чувств, их развитие до высшего уровня достигается в значительной степени с помощью музыки и музицирования. Вероятно поэтому так популярно было обучение игре на музыкальных инструментах девушек из состоятельных слоев общества, а музицирование в качестве совместного времяпрепровождения в домашнем кругу или в обществе было так распространено до появления музыкальных автоматов и граммзаписи, заменивших нам живую музыку.

Мартин Пепейн. Аллегория слуха из серии "Пять чувств", около 1610. Дубовая доска, масло, 34х28,5 см. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев.

В свете всего сказанного (вернее - написанного), сюжеты двух небольших картин из Музея искусств имени Ханенко в Киеве можно трактовать двояко: как сцены музицирования с оттенком эротики и как аллегории слуха - одного из чувств человека, способствующего его развитию или порождающего иллюзии...


Дирк Халс. Концерт, около 1650. Дерево, масло, 33,5х45,5 см. Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев.

К нашей картине Дирка Халса есть авторский вариант в Эрмитаже:


Дирк Халс. Музыканты, 1623. Дерево, масло, 43х47 см. Государственый Эрмитаж.

Последняя картина Дирка Халса из музея Франса Халса в Гарлеме в подтверждение версии "земного" толкования имеет сцену "собачьего обольщения" внизу слева - у ног участников музицирования на террасе:


Дирк Халс. Музицирующая компания на террасе, между 1620-1625. Дерево, масло, 53х84 см. Музей Франса Халса, Гарлем, Нидерланды.
Tags: Живопись, интерпретация живописи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments