Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Загадочный натюрморт

Любой натюрморт, даже с кажущимся случайным набором предметов, можно истолковать, как зашифрованное послание. С этой точки зрения - большинство из них ясны и понятны с первого взгляда, поскольку за много веков существования в живописи выработался свой язык иносказаний и свои шаблонные истолкования. Но встречаются и необычные...


Любен Божен. Пять чувств, середина 17 в. Дерево, масло, 55х73 см. Лувр.

Натюрморт иногда называют "Натюрмортом с шахматной доской", об авторе известно мало, да и не все уверены, что именно художник с таким именем является его автором. В данном случае это все для нас неважно. Обратим внимание на предметы в натюрморте: хлеб и вино - это понятно, это символы причащения, игральные карты, кошель с деньгами - удовольствия суетной жизни; с некоторой натяжкой - совсем уж в духе суровых моралистов, вроде Босха - к суетным удовольствиям можно отнести занятия музыкой (лютня и ноты) и любимое развлечение гордых умников - шахматы. Остаются зеркало на стене и букет гвоздик в стеклянной вазе: зеркало - символ тщеславия, говорят нам словари, цветы в стеклянной вазе - символ бессмертной души в хрупкой земной оболочке. Простые объяснения теряют смысл, когда задумываешься над композицией: почему христианские символы задвинуты вглубь картины, а на переднем плане - символы тщетной жизни? Прямолинейное морализаторство здесь себя не оправдывает, конечно... Особенно, с учетом того, что кошель с деньгами плотно затянут шнурами в узел, колода игральных карт распечатана, но выглядит "не игранной", мандолина перевернута струнами вниз и закрывает большую часть нотного текста, а шахматы спрятаны внутрь шахматной доски, на которой стоит ваза с тремя гвоздиками... есть ещё 8-угольное зеркало, которое ничего не отражает - это "слепое" зеркало вместе с умолкнувшей лютней лучше всего говорит в пользу названия "Пять чувств". Зрение и слух, обычно, яснее всего дают человеку почувствовать, что он стареет, их полная утрата замыкает его от развлечений внешнего мира... остаются вкус - вино и хлеб, обоняние - гвоздики и осязание, данное в ощущении фактур всех этих предметов...

Немного вина в надпитом 8-угольном бокале, хлеб и характерный запах уже увядающих гвоздик в стеклянной вазе - закат человеческой жизни - в глубине картины, оставленные удовольствия - на переднем плане... Черно-белая шахматная доска - символ дуальной структуры мира - придавлена хрупким сосудом с тремя увядающими гвоздиками - дуализм, похоже преодолён...

У вас, возможно, будут свои толкования - буду рада их прочитать!

Tags: Живопись, интерпретация живописи, натюрморт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 16:04 16
Buy for 10 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments