Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Мастер цветочных и плодовых гирлянд

Уверенная, точная и тонкая живописная манера Яна Брейгеля Старшего - Бархатного и Цветочного - была одной из причин его сотрудничества с другими живописцами. С конца 16 века становится все более насущным писать быстро и качественно, чтобы выдержать конкуренцию и справиться с большим количеством выгодных заказов, пока они есть. В профессиональной среде живописцев Фландрии и Голландии стремительно идет разделение художников по темам и сюжетам - все более узкая специализация. Но пышная барочная живопись со сложными композициями и множеством атрибутов, на которую сохранялся спрос во Фландрии и Италии, где также ценили фламандских мастеров, побуждает последних к соавторству. В наследии Яна Брейгеля Старшего есть картины, где им написаны роскошные гирлянды, иногда - ещё и пейзажные фоны для сюжетов, написанных другими художниками. Пример такого сотрудничества - прекрасная работа из Маурицхёйса:


Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален Старший. Гирлянда из плодов и цветов вокруг Аллегории земледелия, около 1615-1618. Дерево, масло, 106,3×69,9 см. Королевская картинная галерея Маурицхёйс, Гаага.

С этим же соавтором Брейгелем Цветочным написана небольшая изящная работа для кардинала Федерико Борромео - фото из каталога не позволяет лучшего качества, но в интернете ее нет, так что выкладываю для информации :

Ян Брейгель Старший и Хендрик ван Бален Старший. Мадонна с младенцем с гирляндой из цветов, около 1608. Медь, масло, 27х22 см. Пинакотека Амброзиана, Милан.

Гирлянда на картине, написанной в соавторстве с Питером ван Авонтом, обрамляет Святое Семейство, привольно расположившееся в лесу. Лес и гирлянда органично слиты воедино. Их написал Брейгель Бархатный. Цветы - как всегда прекрасны, но особенно умиляет "огородик" с капустой и тыквами у ног Богоматери.))


Ян Брейгель Старший и Питер ван Авонт. Святое семейство в гирлянде из цветов и плодов, около 1623. Дерево, масло, 93,5х72 см. Старая пинакотека, Мюнхен.

Классический вариант композиции в виде медальона - картина из Прадо, написанная в соавторстве с Джулио Чезаре Прокаччини. Гирлянда здесь не уступает лучшим букетам Брейгеля Бархатного: формы и разновидности цветов дополняются натуралистически точно написанными букашками: мухами, стрекозами, бабочками, божьей коровкой и прочими насекомыми... Картинка кликабельна, как почти все здесь - не поленитесь, полюбуйтесь этим гербарием!


Ян Брейгель Старший и Джулио Чезаре Прокаччини. Гирлянда с Мадонной с младенцем и двумя ангелами, около 1619. Медь, масло, 48х36 см. Прадо, Мадрид

Наверное, самым плодотворным было сотрудничество Брейгеля Бархатного с великим Рубенсом. Фламандский классик барокко уважал Брейгеля Бархатного, называл старшим братом (Ян был на девять лет старше Питера Пауля) и ценил его профессиональное мастерство.


Рубенс и Ян Брейгель Старший. Мадонна с младенцем в гирлянде цветов, 1621. Холст, масло, 83,5х65 см. Лувр.

Луврская картина не слишком хорошего качества и не позволяет подробно рассмотреть детали, но видно, что среди цветов помещен белый какаду и обезьянка...

А вот гирлянда на картине больших размеров из Мюнхена состоит только из цветов - нужно было оставить место для рубенсовских ангелочков:


Рубенс и Ян Брейгель Старший. Мадонна в цветочной гирлянде, около 1620. Дубовая доска, масло, 185х209,8 см. Старая пинакотека, Мюнхен.

В картине из Прадо Мадонну с младенцем окружает не только гирлянда в цветами и плодами, но и представители фауны: какаду и много других птиц, белки, дикобраз, обезьянки, черепахи, морские свинки, олень, кролики и химерический рогатый заяц - джекалоп!


Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Мадонна с младенцем в окружении цветов и плодов, в.п. 16 в. Дерево, масло, 79х65 см. Прадо, Мадрид.

Последнюю узкую гирлянду из Прадо Брейгель Бархатный написал вместе в двумя соавторами - Рубенсом и Снейдерсом:

Ян Брейгель Старший, Питер Пауль Рубенс и Франс Снейдерс. Гирлянда с цветами, плодами и херувимами, около 1620. Холст, масло, 177х57 см. Прадо, Мадрид.
Tags: Брейгель, Живопись, Рубенс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments