Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Питер Брейгель Старший в венской коллекции

(Кликабельно)
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня, 1563. Дубовая доска, масло, 114х15 см. Музей истории искусств, Вена.

Гигантская башня, ещё недостроенная, но уже разрушающаяся - символ тщетности устремлений слишком высоко занёсшегося человеческого духа - кажется особенно громадной рядом с обычной городской застройкой в долине. Венские искусствоведы считают, что город в долине похож на Антверпен, каким он был во времена Питера Брейгеля Старшего.

Картина впечатляет не только масштабностью композиции, но также мягкостью и, одновременно, звучностью цветовой палитры.

В том же Музее истории искусств в Вене находятся три картины из серии "Времена года" Питера Брейгеля Старшего. Об одной из них -"Возвращении стад. Осень" я уже упоминала в [Семействе Брейгелей]http://alexspet.livejournal.com/117930.html. Из двух других -"Охотники на снегу. Зима" и "Пасмурный день (ранняя весна)" - первая - наиболее известная работа Брейгеля Мужицкого.


Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу.Зима, 1565. Дубовая доска, масло, 117х162 см. Музей истории искусств, Вена.

Казалось бы, зимний серенький день не может быть красочным сам по себе, его делают ярким, обычно, только разноцветные одеяния людей в пейзаже. Но если приглядеться, здесь столько нежных цветовых нюансов: и в зеленовато-сером низком небе, и в размытых влажным воздухом сырой фламандской зимы кронах деревьев, и в рыхлом снежном покрове, на котором оставляют следы охотники и их собаки... В картине много интересных деталей, написанных со скрупулёзной тщательностью - их можно разглядеть поближе (картинка кликабельна), но в целом такая дотошная выписанность совершенно не утомляет глаз: благодаря мягкой, почти акварельной, нюансировке цветов, которая их объединяет и замечательно передает насыщенную влагой атмосферу, композиция выглядит цельной и не распадается на отдельные эпизоды.


Питер Брейгель Старший. Пасмурный день (ранняя весна), 1565. Дубовая доска, масло, 118х163 см. Музей истории искусств, Вена.

Панорама с видом на заснеженные вершины гор вдали открывается с холма, на котором обрезают деревья и подбирают хворост жители дома на холме. День кажется безветренным, но на реке в долине настоящий шторм! По версии венских искусствоведов, в серии "Времена года" было изначально шесть картин (а не 12 - по числу месяцев). Поскольку год тогда начинался весной - 1 марта, то эту картину считают первой из цикла, а "Охотников на снегу" - последней. "Возвращение стад" - пятая во счёту картина.

И ещё одна картина из венского музея из тех, что находились в постоянной экспозиции, и мне посчастливилось её увидеть - ещё один аргумент в пользу прозвища "Мужицкий":


Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба, 1565. Дубовая доска, масло, 114х164 см. Музей истории искусств, Вена.

К сожалению, на всех репродукциях слишком искажены или тусклы цвета, особенно красный - в оригинале там такая задорная киноварь на шапках и куртках! Эта репродукция ближе по общему цветовому решению.

В завершение предлагаю посмотреть очень симпатичный видеоролик об "Охотниках на снегу" - он на английском и с английскими субтитрами, но зато воспроизводит много деталей картины вблизи, так что кто не насмотрелся ещё - смотрите на здоровье!)))



Tags: Брейгель, Живопись, интерпретация живописи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments