Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Categories:

Жить, чтобы жить

Какой жизненный путь предпочтительнее, и всегда ли мы можем выбирать между продолжительностью жизни и её качеством?
Когда встречаешься с судьбой долгожителя, часто задумываешься, что побуждало его продолжать идти по жизни и сохранять человеческое достоинство, когда другой бы уже сдался перед неимоверными трудностями и болью и давно утратил бы смысл продолжать свои мытарства...

Скульптор Эльза Швалбе-Матвеева.jpg
С творчеством скульптора Эльзы Карловны Швалбе-Матвеевой можно познакомиться в двух источниках: небольшой брошюре "Прекрасное за стеклами витрин" и статье в сборнике "Советское декоративное искусство-8" - "Скульптор-керамист Эльза Швалбе-Матвеева". Автор обеих публикаций - искусствовед Инга Карклиня (иначе- Инга-Галина Карклинь), подруга, сподвижница и биограф Эльзы Швалбе.Автору этого поста биографией Эльзы Швалбе пришлось заниматься в 2011 году в ходе работы над музейным каталогом скульптуры. Единственная строчка в информации о скульпторе: член Союза художников СССР, 1955. А ещё, год рождения - 1903.
001.jpg Небольшая бронзовая фигурка "Девушка с голубем" - единственная в коллекции музея работа Эльзы Швалбе, не слишком вдохновляла на углублённый и длительный поиск информации, ведь в собрании множество более значимых произведений, требующих уточнения данных об авторах, техниках и времени создания.Простое уточнение даты смерти, тем не менее, было необходимо. Искать данные пришлось долго, так как последняя из двух упомянутых публикаций о скульпторе вышла уже после юбилейной выставки к её 90-летию в 2000 году. Позднее всплыло упоминание о ней, как участнице Международного общественно-научного симпозиума по проблемам защиты и сохранения наследия Рерихов в 2002 году. Это было уже достаточно необычно - в 101 год не просто жива, а участница симпозиума. Далее - молчание и туман неизвестности.
Поразительным был не только сам факт столь продолжительной жизни: к тому времени автору поста из публикаций Инги Карклинь уже было известно, что скульптор Эльза Швалбе была репрессирована в 46 лет и 6 лет провела в инвалидном лагере посёлка Абезь Интинского района Коми АССР, где перенесла операцию по удалению раковой опухоли на щитовидной железе. Скупые сведения, но свидетельствующие о поистине великой воле к жизни! После обращения за помощью в Посольство Латвии удалось, наконец, установить дату ухода из жизни Эльзы Швалбе-Матвеевой - 2006 год. Сто три года очень трудной жизни...
На этой фотографии Эльза изображена с кубком победителю Международных конных соревнований в Риге. Лепной эскиз для фигуры наездника на кубке Эльза изготовила, будучи студенткой 3-го курса Латвийской Академии художеств в Риге. Её работа была удостоена Первой премии президента Латвии Карлиса Ульманиса. Эльзе было тогда уже 36 лет - скульпторы часто вступают в профессию в зрелом возрасте. К тому же, родившись за два года до революции 1905 года в Подольской губернии, где её отец служил управляющим имением Энгельгардта, она в отрочестве испытала мытарства, вызванные эвакуацией во время Первой мировой войны, затем переезд в Латвию в 1918 году. Смена политических режимов в Латвии и Вторая мировая война очевидно повлияли на продолжительность её обучения в рижской Академии Художеств - она закончила Академию в 1942 году.
Эльза Швалбе-Матвеева.JPG Хрупкая женщина с серьёзными глазами и решительным характером, как выяснилось после ухода от мужа, художника Георгия Матвеева - из-за измены, явления заурядного в артистической среде; Эльза всецело отдалась творчеству, участвовала в выставках. Пятном в биографии стала её принадлежность к Латвийскому рериховскому обществу, запрещённому в 1940 году накануне немецкой оккупации Латвии. С тех пор участники общества встречались тайно. Но в 1949 году, несмотря на полную лояльность к советской власти, Эльза Швалбе-Матвеева за принадлежность к рериховскому обществу была осуждена.
Последней скульптурой, которую успела закончить Эльза перед арестом, был Портрет Пушкина. Энергичная лепка, импрессионистическая фактура поверхности - образ глубокий, одухотворённый и отмеченный своеобразием авторской пластической манеры. После реабилитации в 1955 году скульптор больше почти не работала в станковой скульптуре - ей не вернули конфискованную мастерскую, и, не имея места для больших и сложных технологически работ, она переключилась на мелкую пластику и декоративную керамику.
После смерти Сталина в последний год пребывания в лагере Эльза попыталась восстановить профессиональные навыки, насколько было возможно в тех условиях. Небольшая работа "Мать и дитя" была выполнена в Абези в 1954 году.
"Девушка с косой" - портрет Инги Карклинь, с которой Эльза познакомилась в лагере и помогла пережить восемнадцатилетней девушке жестокие условия жизни, окрепнуть духом.
В конце 50-х-60-х годах Эльза получила возможность работать с дорогой и редкой фарфоровой глиной. Мелкая пластика этого времени поражает свежестью восприятия и непосредственностью, а ведь автору уже 55 лет!

"Солнечный зайчик", "Солнышко", "Латышская девушка" - какие лаконичные по пластике, но яркие и эмоциональные, запоминающиеся образы!

Перешагнув 70-летний рубеж, Эльза Швалбе продолжила активную работу. В это время она обращается к шамоту - материалу, дающему интересную фактурную поверхность. Кроме декоративных скульптур она создаёт разнообразные по форме сосуды и вазы.

На последней фотографии Эльза Карловна Швалбе-Матвеева изображена среди участников и организаторов выставки её работ, посвящённой 90-летию со дня рождения ( вторая слева в первом ряду). Немногословная, сдержанная и не склонная к откровенности даже с близкими ей людьми, она целиком и полностью приняла свою непростую судьбу. Не жаловалась и не сетовала на несправедливость - просто жила и творила свой мир, пока были силы и возможность воплощать свои замыслы. Её словами после юбилейной выставки были:"Кажется жизнь прожита не зря..."

Александра Шпетная

Фотоматериалы - из книги "Прекрасное за стеклами витрин": издательство "Агни", 2000
Фото "Девушка с голубем" - Киевский национальный музей русского искусства, фотограф Савицкий И.А.
Tags: Эльза Швалбе-Матвеева, мелкая пластика, скульптура, фарфор, шамот
Subscribe
promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments