Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Босх как исследовательский проект

Босх. Человек-дерево, между 1455 и 1516. Перо, бистр, 27,3х21,1 см. Альбертина. Вена (Кликабельно)

Подходит к концу грандиозный выставочный проект музея Прадо в Мадриде - 25 сентября закончится выставка, посвященная 500-летию ухода из жизни мистического и непостижимого Босха Bosch. The 5th Centenary Exhibition
Выставке предшествовала многолетняя кропотливая научная работа, реставрация экспонатов из коллекции Прадо, участие Пилар Сильва - ведущего специалиста по Босху и заведующей отделом фламандской живописи и живописи северных школ музея Прадо - в международном исследовательском проекте по изучению и консервации наследия Босха the Bosch Research and Conservation Project (их действующий сайт здесь: http://boschproject.org/); разработка концепции международной выставки в Прадо, подготовка научного каталога с новейшими данными по атрибуции его произведений.
Не обошлось без разногласий по поводу атрибуции некоторых произведений Босха из коллекции музея Прадо в научной среде - о них я упоминала в [Грехах на столе]http://alexspet.livejournal.com/86463.html, [Извлечении глупости для избавления от похоти]http://alexspet.livejournal.com/79344.html и [Возе сена - аллегории и атрибуционной проблеме на века]http://alexspet.livejournal.com/74821.html. Чтобы обсудить эти разногласия музей Прадо подготовил научную конференцию, в которой приняли участие все желающие, приехавшие на открытие выставки к 500-летию. Видео некоторых выступлений с этой конференции - от приветственных речей по поводу открытия выставки до докладов по самым проблемным произведениям - музей выложил у себя на сайте, они есть и в ю-тубе с субтитрами на английском, немецком и испанском языках. Подобный масштаб и тщательность подготовки вызывает уважение и восхищает.

Выставка состоит из семи крупных разделов. Открывает ее раздел, посвященный родному городу Босха, в котором он родился, провел всю жизнь и умер в 1516 году.

1. Босх и его Хертогенбос:




2. Детство Христа - с триптихом "Поклонение волхвов" из музея Прадо в центре зала на подиуме



Раздел экспозиции включает также самую раннюю из сохранившихся версий этого сюжета в наследии Босха - "Поклонение волхвов" из музея Метрополитен в Нью-Йорке

Поклонение волхвов, около 1475. Дубовая доска, масло, 71,1×56,5 см. (Кликабельно)

3. Святые. Этот раздел больше предыдущего, самые известные работы Босха в этом разделе посвящены теме "Искушение святого Антония". В центре раздела на подиуме грандиозный триптих на эту тему из Лиссабона:



4. Четвёртый раздел экспозиции назван "Из Рая в Ад". В центре раздела на подиуме - триптих "Воз сена":



Интересно, как показали наружные поверхности створок триптиха на выставке: баннер с оборотной стороны центральной части показывает как выглядят эти части при закрытом алтаре, а на оборотных сторонах боковых створок раскрытого триптиха видны части "Блудного сына" в "зеркальном виде":



В этом же разделе экспозиции размещены части не сохранившегося целиком триптиха "Восхождение в Эмпирей" из Палаццо дожей в Венеции:


Части триптиха "Восхождение в Эмпирей", после 1486. Дубовые панели, масло, размер каждой части 88,8x39,6 см. (Кликабельно)

5. Пятый раздел выставки посвящён "Саду земных наслаждений" и центральное место в нём занимает знаменитый триптих из музея Прадо.



В этот раздел помещен также рисунок Босха "Человек-дерево" из музея Альбертина в Вене (картинка в начале поста) - образ, который был использован художником в триптихе "Сад земных наслаждений". Также в разделе размещены большие баннеры с результатами исследований триптиха методом ИК-рефлектографии и рентгенографии. Портрет покровителя Босха - Энгельберта Нассауского - и его Часослов (в горизонтальной витрине) дополняют этот раздел.

6. Мир и человек: смертные грехи и нерелигиозные произведения. Центральная работа этого раздела представлена в горизонтальной витрине - это "Семь смертных грехов и четыре последние вещи":



В этом же разделе помещены "Блудный сын" из музея Бойманс- ван Бёнинген (Роттердам):

(Кликабельно)
Блудный сын (Коробейник), после 1494. Дерево, масло, 71х70,6 см.
а также "Смерть скупца" из несохранившегося триптиха "Тропа жизни" - экспонат Вашингтонской национальной галереи:

(Кликабельно)
Смерть скупца, после 1494. Дубовая доска, масло, 93х31 см.

Здесь же демонстрируется рисунок "Гнездо сов" из музея Бойманс - ван Бёнинген в Роттердаме:

Гнездо сов, около 1505-1516. Перо, бистр. 14х19,6 см.

7. Завершающий раздел выставки - Страсти Христовы, в котором представлены работы из разных музеев, в том числе:

(Кликабельно)
Несение креста, 1505. Дерево, масло, 150×94 см. Эскориал, Мадрид

(Кликабельно)
Увенчание тернием, между 1479-1516. Дубовая доска, масло, 73,5х59,1 см. Лондонская национальная галерея.

Я перечислила и показала далеко не все работы - выставка просто грандиозная, и те, кому ее удалось посмотреть, безусловно, лучше представляют теперь себе творчество Босха. А тем, кому побывать на выставке не удалось, - надеюсь, помог мой пост. Есть ещё и возможность купить каталог выставки или полный каталог-резонне всех атрибуированных работ Босха упомянутого выше Международного исследовательского проекта - на сайтах Прадо и the Bosch Research and Conservation Project они продаются - для тех, кто может себе это позволить. В завершение - видео с рассказом о структуре выставки Пилар Сильвы - для более полной картины.



Tags: Босх, музейное закулисье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Морское...

    Дебюсси "Море", три симфонических эскиза (очень импрессионистических!). Исполняет Orchestre de Paris, дирижёр - Эса-Пекка Салонен.

  • Коротко и по сути...))

    Короткое школьное сочинение, написанное 13-летней шведской школьницей Карин Ларсон, было удостоено специальной премии. "Сократ был греческим…

  • Кувшинки есть, Тортила есть - дело за Буратино...))

    На пруду в Сырецком гае сделали плавучий цветник в виде черепахи. Теперь осталось дождаться появления Буратино возле кувшинок...)) В…

promo alexspet march 31, 2016 21:00 9
Buy for 10 tokens
Из детективов на музейную тему мой любимый - "Смерть ходит по музею" Яна Мортенсона. В нем практически нет ничего, что неприятно царапнуло бы чувствительную душу музейщика, зато много юмора, обаятельный главный герой и увлекательный сюжет. Чтобы поделиться им с друзьями, пришлось сделать перевод с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments