Alexandra Shpetnaya (alexspet) wrote,
Alexandra Shpetnaya
alexspet

Category:

Отшельник Антоний и Искушения


Эта плохого качества фотография триптиха - единственное изображение "Искушения святого Антония" работы последователя Босха из Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве. Когда много лет назад я начала работать в этом музее, он тогда назывался Киевский музей западного и восточного искусства. Триптих последователя Босха я увидела впервые не на стене музея, а на столе у реставратора Василия Ромащенко в закрытом зале музея на третьем этаже. После реставрации триптих редко появлялся на стене в зале нидерландской живописи: он плохо переносил колебания влажности и сухость в зимний период - красочный слой растрескивался и грозил осыпями. Дольше всего мы смогли разглядывать картину, когда на съемку эпизода из 12 серии "Клима Самгина" в музей пришла съемочная группа и Андрей Руденский. За целый день съемок не только артист, но и сотрудники, наблюдавшие за режимом съемки и сохранностью картины, насмотрелись на нее вдоволь. Скриншот из фильма показывает Андрея Руденского перед центральной створкой нашего триптиха.

В романе Горького Клим Самгин впервые знакомится с картиной Босха в музее живописи в Берлине. Ни названия музея, ни названия картины в романе нет. Потрясенный фантасмагориями Босха, Клим покупает книгу с репродукциями и уже в ней находит изображение триптиха "Искушение святого Антония", над которым размышляет и "узнает" в святом Антонии себя. Настоящий триптих, написанный Босхом, находится в Национальном музее старого искусства Лиссабона. А для фильма авторы выбрали другой вариант "встречи с Босхом": Клим приезжает в Лондон, посещает музеи и в каком-то из них видит триптих Босха (на самом деле триптих из нашего музея в интерьере нашего же музея). Эпизод на видео - 1.00.19


Так выглядит лиссабонский триптих:

Босх. Искушение святого Антония, около 1500. Дубовые доски, масло, 131,5×119 см (центральная часть), 131,5×53 см (боковые створки). Museu Nacional de Arte Antiga.
(Картинка кликабельна).
Преподобный Антоний Великий был первым святым отшельником, который удалился от мирской жизни в пещеру на берегу Нила для совершения духовного подвига и борьбы с обольщениями - слуховыми, зрительными и речевыми, а также с искушением плотскими утехами. Подробное описание жизни св. Антония в житийной литературе, в частности в "Золотой легенде"(Legenda Aurea) Иакова Ворагинского, дали Босху основу для развертывания сюжета, который он дополнил изображениями демонов в облике придуманных им фантасмагорических существ. Этих полулюдей-полуживотных-полупредметов в картине так много, что трудно сразу разглядеть самого отшельника. Центральную часть занимает в основном изображение черной мессы, левая створка посвящена эпизоду с полетом и падением св. Антония на землю после того, как его подняли в воздух бесы. Правая створка показывает самое сильное из искушений, которое было необходимо побороть - чувственность, влечение к плотским удовольствиям. Единая линия горизонта объединяет все створки, а полыхающее пламя пожара в центральной композиции сводит всю грандиозную панораму к смещенной влево перспективной точке схода всех зрительных линий. Колорит картины - светлые, нежных оттенков цвета - вступает в некоторое противоречие с драматическим сюжетом. Возможно Босх, при всем своем скептическом отношении к человечеству, верил, что лучшие его представители способны молитвой и постом справиться со своей греховной природой? Во всяком случае цветовая гамма этого триптиха выглядит гораздо более жизнеутверждающей, чем мрачные краски "Страшного суда". На внешних поверхностях боковых створок помещено изображение "Страстей Христовых", выполненное в технике гризайли:


Картина неоднократно копировалась еще современниками Босха. Обычно под копиями подразумевают точное воспроизведение оригинальной композиции с отличием в размерах. Но в случае с последователями Босха, в их творениях часто много отличных от оригинала деталей. Пример тому - триптих из Музея Ханенко.
Находящийся в музее Прадо вариант композиции "Искушение святого Антония" написан, как полагают сотрудники этого музея, художником, работавшим в мастерской Босха и изучившим близко его живописные приемы и технологию подготовки основы и грунта.
(Кликабельно)
Босх. Искушение св. Антония,1510 - 1515. Дубовая доска, масло, 70x115 см. Музей Прадо.
Сюжет здесь передан совершенно идиллически по сравнению с лиссабонским триптихом, хотя детали одеяния отшельника с греческой буквой "тау" на плече, свинья у его ног, нестрашные с виду демоны, гораздо меньшие по размеру, чем крупномасштабная фигура Антония, дают понять зрителю, что изображен все же не пасторальный свинопас в грезах, а духовный подвижник. На видео с сайта музея Пилар Сильва - заведующая отделом фламандской живописи и живописи северных школ 1400-1600 годов и реставратор музея Мария Антония Лопес де Асиан рассказывают о реставрации и исследовании этой картины.



Tags: Босх, Живопись, дебри атрибуции
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo alexspet november 3, 2018 16:04 16
Buy for 30 tokens
Всех, кто видел картины Брейгеля в реальности, в какой-то момент охватывало желание вооружиться лупой. Художник тщательно выписывал мельчайшие детали не только на переднем плане - у нижней кромки картин, но и на дальнем плане - у линии горизонта. По сведениям биографов Брейгель во время…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments